Комиссия Общественной палаты РФ по контролю за деятельностью правоохранительной системы выступила в пятницу с рядом предложений о реформировании милиции. По словам главы комиссии Анатолия Кучерены, правоохранительные органы должны быть разделены на федеральную полицию и муниципальную милицию, не подчиненные друг другу. Кроме того, ОП РФ предложила избавить МВД от лишних функций и приняться за реформу других ведомств.В пятницу на совместном заседании комиссии Общественной палаты РФ по контролю за деятельностью правоохранительной системы и Совета по правам человека при президенте прозвучал ряд предложений по реформированию Министерства внутренних дел.
Глава комиссии ОП Анатолий Кучерена высказался, в частности, за разделение милиции на федеральную и муниципальную. «Реформирование всей системы должно базироваться на делении милиции на федеральную полицию и муниципальную милицию», – приводит его слова «Интерфакс».
Кучерена также добавил, что некоторые функции МВД нужно передать другим ведомствам. «Возьмем медицинские вытрезвители или конвоирование должников в суды. Этим не должна заниматься милиция, этим должны заниматься Минздрав и судебные приставы», – считает глава комиссии.
Напомним, 18 февраля президент РФ Дмитрий Медведев, выступая на коллегии МВД, сообщил, что ведомство будет избавлено от функций по выдворению иностранцев и лиц без гражданства, по проведению технического осмотра транспорта, а медвытрезвители будут переданы в систему органов здравоохранения. Кроме того, он объявил о сокращении численности работников подразделений центрального подчинения с 19 тыс. 970 до 10 тыс. Вечером того же дня президентским указом были освобождены от своих должностей 17 генералов МВД, двое из которых находились в ранге замминистра.
По данным газеты «Коммерсантъ», основной задачей федеральной полиции, в соответствии с предложениями, должно стать предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, где обязательно предварительное следствие, то есть тяжких и особо тяжких, а муниципальной милиции – обеспечение общественной безопасности и защиты права граждан, а также раскрытие нетяжких и административных правонарушений. При этом, по мнению авторов документа, полиция и милиция не будут подчиняться друг другу.
В федеральной полиции предлагается создать пять департаментов: административный, собственной безопасности, уголовный розыск, защиты свидетелей и аналитический центр. В муниципальной милиции — структуры профилактической работы, дежурной части, участковых уполномоченных, госинспекции по безопасности дорожного движения. При этом начальник муниципальной милиции должен избираться на альтернативных выборах.
Отметим, решения, уже принятые в рамках реформы, демонстрируют скорее обратную тенденцию. В конце декабря прошлого года вице-премьер РФ, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что с 1 января 2012 года финансирование милиции общественной безопасности будет передано с регионального на федеральный уровень и будет производиться за счет сокращения субсидий регионам.
«Перенос с уровня субъектов на федеральный уровень составит примерно 200 млрд рублей, это большая сумма, но мы предполагаем, что в связи с тем, что у субъектов высвободятся эти средства, мы просто проведем частичный обмен мандатами, то есть мы уменьшим те субсидии, которые регионам выдавали», – сказал он.
«Несмотря на сенсационность предложений и резонанс, который они вызовут, на самом деле данные меры по большому счету уже приняты, – заявил газете ВЗГЛЯД эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин. – Предложения о разделении милиции уже исходили, но власть выбрала другой вариант, она берет милицию под себя.
В соответствии с указом Медведева милиция на региональном уровне будет целиком состоять на федеральном содержании. Речь идет об укреплении вертикали власти, поэтому это предложение Общественной палаты ложится против воли верховной власти, я думаю, что оно так и останется неуслышанным».
«Что касается предложения лишить дополнительных функций, то на самом деле оно уже услышано, поскольку вытрезвители уже переданы в Минздравсоцразвития, заключенных, скорей всего, будут конвоировать судебные приставы. Поэтому здесь Общественная палата закрепляет положение дел, которое будет в дальнейшем. Для милиции это большой плюс, потому что и то, и другое – большая головная боль, поскольку такой статус не позволяет иметь административную ренту. Когда МВД сбросит с себя эти функции, оно почувствует себя гораздо лучше», – продолжил он.
По мнению эксперта, «сотрудник МВД в первую очередь должен бояться лишиться своего места и своей зарплаты. А сейчас у него зарплата такая, что лишиться ее он особо не боится. Нужно повышать уровень материального стимулирования работников МВД и с этим – уровень ответственности».
Совместная комиссия ОП и Совета при президенте РФ выступила в пятницу также с предложением об изменении критериев оценки деятельности МВД.
«Что мы имеем сейчас? Критерии оценки деятельности внутренних дел базируются на показателях. Это вызывает много вопросов, и нам нужно подвергнуть их изменениям», – заявил глава комиссии.
В январе этого года глава МВД РФ Рашид Нургалиев уже объявил о подписании приказа, в соответствии с которым система оценки должна измениться, в частности, в нее вводятся показатели, характеризующие общественное мнение о работе ОВД.
Анатолий Кучерена подчеркнул в пятницу, что реформа не должна ограничиваться реорганизацией органов внутренних дел. «Мы не можем говорить о том, что мы должны реформировать только органы внутренних дел. Это должно касаться и других структур», – сказал глава комиссии.
«Реформа таких сложных систем – дело специалистов. Тот минимум, который можно было сказать в Общественной палате, они предложили. Разумеется его нужно обсуждать с участием экспертов, – заявил газете ВЗГЛЯД президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский. На наших глазах разворачивается какой-то удивительный процесс деградации института, деградация в каких-то кинематографических темпах. И у нее два лица – с одной стороны, ее можно проиллюстрировать историей полковника Курочкина, который стал знаменитостью после того как устроил стрельбу в метро в четверг. Это уже определьные формы распада в сознании, где офицеры позволяют себе ходить по улице пьяными и открывать стрельбу по любому поводу. Это уже какое-то Гаити.
А с другой стороны – вовлечение милиции в коммерческие операции по заказу третьих сил. Яркий пример – на этой неделе в Петербурге дело доктора наук Вадима Лурье. Византинист, который еще и является священником, понадобился кому-то. Поэтому милиция атакует его и размещает заказные публикации прямо на сайте ГУВД. Вот кто это? Это либо какие-то споры внутри православной конфессии, либо кому-то понадобился участок под храмом. Это невозможно понять, важно что милиция вовлекается не в свои дела. И результат этого – такие стрельбы и появление евсюковщины. И поэтому это не разрешимо указами».
«Ведомство было потеряно на глазах у прессы и общественности в первой половине 1990-х, когда никого не интересовало, что милиция осталась без денег, и криминальная среда стала скупать милиционеров, брать их на содержание. Об этом говорили отдельные люди, но пресса на этом не фокусировалась. И к концу 90-х все зашло так далеко, что стало почти непоправимо», – заключил эксперт.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в декабре прошлого года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел РФ», предписывающий «в целях оптимизации управления органами внутренних дел РФ сократить количество департаментов в Министерстве внутренних дел РФ на две единицы», а численность сотрудников ведомства сократить на 20%.
В документе отмечается, что в последнее время «участились случаи нарушения сотрудниками милиции законности и служебной деятельности, которые вызывают обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляют авторитет власти, а также что существующая структура органов внутренних дел РФ, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации».
По некоторым данным, численность сотрудников органов внутренних дел на сегодня составляет около 1,4 млн человек, то есть сокращение может затронуть порядка 280 тыс. сотрудников.