Список стран, признавших независимость Абхазии и Южной Осетии, может пополниться еще одним государством — Науру. О готовности признать их в качестве независимых государств объявил в субботу министр иностранных дел этого маленького острова Кирена Кеке. Как стало известно "Ъ", этому заявлению предшествовали переговоры господина Кирена Кеке с главой МИД РФ Сергеем Лавровым, на которых речь в том числе шла и об оказании Москвой финансовой помощи Науру. России очередной прорыв дипломатической блокады Абхазии и Южной Осетии может обойтись в несколько десятков миллионов долларов.
Заявление министра иностранных дел, торговли и финансов Науру Кирена Кеке о готовности острова признать Южную Осетию прозвучало в субботу в Цхинвали. По словам господина Кеке, парламент страны рассмотрит этот вопрос на нынешней зимней сессии. Как признался министр на встрече с южноосетинским коллегой Муратом Джиоевым и главой парламента республики Станиславом Кочиевым, признание независимости Цхинвали — это единственное, чем одна из беднейших стран мира может помочь молодой закавказской республике в преодолении трудностей. "Мы также попросим и соседствующие с нами страны Тихого океана, чтобы они в той же мере помогли вам",— завил он. По словам собеседников "Ъ" в правительстве Южной Осетии, из Цхинвали делегация Науру намерена отправиться в Сухуми. Судя по всему, своим признанием Науру поможет и Абхазии.
Между тем решение Науру признать Абхазию и Южную Осетию поможет карликовому государству решить некоторые собственные проблемы. Как сообщили "Ъ" собеседники в Цхинвали, в столицу Южной Осетии гости из Океании прибыли через Москву, где 10 декабря состоялись переговоры Кирена Кеке с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. Эту информацию "Ъ" вчера подтвердил замглавы департамента информации и печати МИД РФ Игорь Лякин-Фролов (сообщение об этой встрече не попало ни на ленты российских информагентств, ни на новостную ленту сайта российского МИДа). Другой собеседник "Ъ" на Смоленской площади отметил, что в ходе переговоров речь шла о возможности оказания Россией гуманитарной помощи Науру.
Республика Науру — карликовое государство на одноименном коралловом острове в Тихом океане с населением 14 тыс. человек. Независимость провозгласила в 1968 году, с 1999 года — член ООН. Науру является самой маленькой республикой в мире и единственным государством без официальной столицы.
По информации "Ъ" из российских дипломатических источников, обнадеживающий сигнал из Науру поступил в Москву еще в начале осени. Карликовая республика выразила готовность признать независимость Абхазии и Южной Осетии при условии активного участия России в международной конференции доноров этого одного из беднейших государств мира, которая прошла в Науру 14-15 ноября. Москву на этой конференции представлял посол РФ в Австралии и государствах Океании Александр Блохин. Его участие там наурийцы, судя по всему, сочли весьма продуктивным — именно после этого глава наурийской дипломатии Кирен Кеке засобирался в Москву.
Интерес Науру к проблемам Закавказья оказался для Москвы весьма кстати. Ведь после того, как вслед за Россией Абхазию и Южную Осетию в прошлом году признали Никарагуа и Венесуэла, этот процесс застопорился. Надежды Москвы на то, что примеру Манагуа и Каракаса быстро последуют другие страны Латинской Америки, не оправдались — несмотря на все усилия России. В середине октября на саммите альянса "Боливарианская альтернатива для Америк" (ALBA) побывал секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев, главной заботой которого было как раз обеспечение признания Абхазии и Южной Осетии членами блока (помимо Венесуэлы и Никарагуа в него входят Куба, Боливия, Эквадор, Доминика, Гондурас, Сент-Винсент и Гренадины, Антигуа и Барбуда). Члены ALBA оказались в целом к признанию готовы, но были не прочь, по примеру Каракаса и Манагуа, конвертировать его в российские кредиты. Последовавшая затем попытка Москвы применить эту формулу к Эквадору завершилась ничем: президент Рафаэль Корреа, посетивший 29 октября РФ, не признал Абхазию и Южную Осетию и, естественно, не получил российских кредитов — по данным "Ъ", Россия была готова выделить Кито до $200 млн. (см. "Ъ" от 30 октября).
По словам источников "Ъ", запросы Науру намного скромнее — речь идет о сумме до $50 млн, которые Россию попросили выделить на "неотложные социально-экономические проекты" на этом коралловом острове. Эту расценку можно считать льготной — по крайней мере, в июле 2002 года Пекин за отказ острова от признания Тайваня и установление дипотношений с КНР пообещал оказать Науру помощь в размере $130 млн. Правда, уже в мае 2005 года Науру опять пересмотрело свою позицию и вновь в обмен на щедрую помощь признало Тайвань, разорвав отношения с Пекином.