Самолет президента США Барака Обамы совершил посадку в московском правительственном аэропорту "Внуково-2".
В ходе трехдневного визита Обама проведет переговоры с президентом России Дмитрием Медведевым и премьером Владимиром Путиным. Один из главных вопросов на повестке дня - контроль над стратегическими наступательными вооружениями и выработка нового договора на смену действующему до 5 декабря СНВ-1. Перед началом саммита информационные агентства передали со ссылкой на источники в американской администрации и российском руководстве, что текст декларации по СНВ, которую в Москве должны подписать президенты, согласован. Как ожидается, декларация будет содержать некоторые подробности относительно того, какими объемами ядерного оружия будет позволено располагать США и России согласно новому договору об ограничении стратегических наступательных вооружений, который планируется подписать в декабре.
Однако говорят и о "перезагрузке" российско-американских отношений - предложенной американцами и со сдержанным оптимизмом встреченной российским руководством. "Перезагружать" приходится Нажать отношения, ощутимо охладившиеся в последние годы.
"В целом я испытываю умеренный оптимизм, - рассказал Дмитрий Медведев в Нажать интервью, которое он дал итальянским журналистам накануне визита Обамы. - Естественно, результаты будут сами за себя говорить. В понедельник мы встретимся с президентом, пообщаемся - и формально на переговорах, и неформально – я думаю, что получше познакомимся". Обама перед поездкой в Россию дал интервью российской "Новой газете", где заявил, что надеется на "активную дискуссию" в Москве по вопросам безопасности.
В интервью он также прокомментировал дело ЮКОСа, заявив, что предъявленные Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву новые обвинения "выглядят как иначе оформленные старые".
Экс-владелец нефтяной компании Михаил Ходорковский в понедельник со страниц британской газеты Financial Times обратился к Обаме. Он призвал его на переговорах с российским руководством в Москве затронуть тему "независимости судебной системы в России".
Соперничество или сотрудничество?
По словам корреспондента Русской службы Би-би-си в Вашингтоне Юлии Савченко, в американской столице саммит больше Нажать обсуждается в узком экспертном кругу, чем среди широкой публики, которая в основном не очень представляет себе, как происходящее в Москве касается США.
Главный вопрос - будет ли готов президент Медведев кардинально изменить политический тон в отношениях с США. Политологи сходятся во мнении, что у России и США приблизительно поровну поводов для тесного сотрудничества и жесткого соперничества. Согласно источникам в администрации Белого дома, Барак Обама пока не решил окончательно, на какого рода компромисс он готов пойти в отношении увязывания СНВ и ПРО и будет ли такой компромисс возможен в принципе. Среди более перспективных направлений – возможное получение США разрешения от России осуществлять воздушные перевозки грузов военного назначения в Афганистан, а также договоренности о сотрудничестве в области разведки и борьбы с наркотрафиком из Афганистана.
Как стало известно Би-би-си в прошедшие выходные, Нажать Россия дала согласие на использование своего воздушного пространства для перевозок грузов и транспортировки войск США в Афганистан. Официально о соглашении будет объявлено во время визита в Москву президента США Барака Обамы. В интервью Русской службе Би-би-си заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков выразил уверенность, что к 5 декабря эксперты смогут подготовить новый договор по СНВ. "Результат, конечно, впечатлит всех, - считает дипломат. - Будет определен во многих параметрах ход дальнейшей переговорной работы, заданы не просто ориентиры, а зафиксированы немаловажные договоренности". Бывший министр обороны США Уильям Перри согласен с мнением Сергея Рябкова: "Я настроен оптимистично и ожидаю, что будет заключено рамочное соглашение. Два президента договорятся о том, каковы должны быть основные параметры договора. Все, что я слышал, указывает на положительный результат. Проблема есть, есть препятствия, но есть и воля к тому, чтобы их преодолеть".
Реалисты и романтики
Есть и противоположные мнения. Редактор русскоязычного издания Washington Profile в США Александр Григорьев считает, что шанс достичь договоренности по СНВ и ПРО очень небольшой.
"Эта система создается против Ирана: если Россия сможет показать, что она обладает возможностями влияния на Тегеран – такими, что Тегеран прислушается к мнению России и откажется от программы строительства баллистических ракет дальнего радиуса действия, а также заморозит ядерную программу или, во всяком случае, допустит инспекторов ООН на все без исключения ядерные объекты – то европейское ПРО станет ненужным. Если Россия не обладает подобными возможностями, то ПРО останется необходимым", - полагает эксперт. Григорьев уточняет, что мнения на тему перспектив российско-американских отношений разделились на две группы: одну условно можно назвать "реалистами", другую – "романтиками".
"Реалисты", среди которых Генри Киссинджер и Том Грэм, предлагают решать совместно с Россией некоторые проблемы – операция в Афганистане, разоружение Ирана, Северная Корея. "Они считают, что с Россией в любом случае стоит искать компромиссы, закрывая глаза на то, что творится внутри страны, потому что у США есть более важные задачи, - рассказал Александр Григорьев. - В связи с этим реалисты полностью поддерживают позицию Дмитрия Медведева относительно ПРО".
С другой стороны, "романтики" полагают, что нельзя ни о чем договариваться с режимом, демократические ценности и устойчивость которого находятся под вопросом. Вопрос ценностей российской верхушки волнует и российскую оппозицию.
На воскресной конференции "Россия после Путина"один из лидеров движения "Солидарность" Гарри Каспаров заявил, что изменение отношений между США и Россией невозможно, поскольку руководство стран не объединяют общие ценности. "Для Обамы, как для афроамериканца, ставшего президентом, ценности очевидны – демократия, без которой он не стал бы президентом никогда, свобода слова, без которой шансов бы не было, правовое государство, где все равны перед законом", - считает один из бывших лидеров СПС Борис Немцов.
"Ценности Обамы мне понятны. Ценности Путина мне тоже понятны – деньги, бизнес и власть, - продолжает Немцов. - Обращаю внимание, что ничего общего между ценностями Обамы и ценностями Путина нет. Это значит, что нет доверия. В отсутствие доверия договориться ни по одному, даже очевидному, вопросу практически невозможно".
Проведенный Левада-центром опрос показал, что накануне российско-американского саммита в Москве Нажать голоса оптимистов и пессимистов делятся практически поровну: 42% россиян полагают, что отношения двух стран в результате улучшатся, 39% - что останутся прежними.